(86347)32266
Психологическая помощь
Ростовская область. Неклиновский район, с. Покровское, пер. Чкаловский 1"А"
Если ты не решишься на шаг, ты никогда не узнаешь, на что ты способен!

Воспитание любовью

 «Невозможно воспитать хорошо, если сам дурен»

Л.Н.Толстой

   В сегодняшней  России жестокое обращение с детьми носит множество форм, включая физическое, сексуальное , эмоциональное , психологическое насилие, лишение детей должного ухода, а также сексуальную эксплуатацию несовершеннолетних. Все это имеет самые серьезные последствия для здоровья и развития, как самих детей, так и семьи, общества в целом.

К чему же приводит насилие над ребенком?

   Для детей, наиболее значимыми людьми являются  их родители, отношения с которыми влияют  на человека, определяют во многом его взгляды на мир, окружающих людей и себя самого.

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди травмируют ребенка, но и унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, ранящее детскую душу. Подобное отношение к детям в семье, вызывает различные последствия и  формирует девиантные, делинквентные и асоциальные формы поведения, психоэмоциональные нарушения; формирование личности происходит с аномалиями  («нажитыми» психопатиями); развиваются посттравматические стрессовые расстройства, которые связаны с нарушением раннего развития мозга. Экстремальный стресс может нарушать развитие нервной и иммунной систем, вследствие чего, в зрелом возрасте у людей, подвергавшимся жестокому обращению в детстве, появляется повышенный риск возникновения проблем в области поведения, физического, психического и эмоционального здоровья.

Жизнь детей – жертв  жестокого обращения в семье, готовит их в будущем в одинаковой степени и к роли жертвы, и к роли насильника. Так же, вызывает опасение и то, что решение своих проблем, они часто находят в криминальной асоциальной среде, а это часто сопровождается формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они, как правило, начинают воровать и совершать другие  уголовно наказуемые деяния. Дети, подвергающиеся  жестокому обращению в семье, склонны к суициду, бродяжничеству,  сексуальному поведению высокого риска, т.е. аутоагрессивному поведению.

   Жестокое обращение с детьми – это далеко не всегда исключительно лишь физическое насилие, как уже упоминалось выше, оно включает в себя  и эмоциональное насилие. Родители могут проявлять безразличие к ребенку, не замечать его потребностей, унижать, внушать, что он является бесполезной обузой для них. Взаимоотношения родителей и детей находятся между двумя противоположными точками «любовь – враждебность, не принятие», и «контроль – свобода». С той стороны, где находиться «любовь», родители проявляют нежную заботу о своем ребенке, терпимость к его индивидуальным особенностям, понимают внутренний мир, уважают самостоятельность и поощряют инициативу. С противоположной стороны,  невнимание, пренебрежение, жестокость. Другая крайность, полный контроль или напротив такая автономия, которая местами выглядит как полное безразличие и равнодушие к своему ребенку.

    Наиболее оптимальным вариантом в воспитании детей, является наличие определенной дисциплинарной системы, одинаково разделяемой обоими родителями.

   Особо остро вопрос стоит о контроле по отношению к детям подросткового возраста. Родители должны знать, что постоянные нравоучения, наставления, стремление жестко регламентировать жизнь подростка, воспринимаются им как проявления неуважения, недоверия, ущемление его прав на свободу и самостоятельность. Живой, активный с обостренным чувством взрослости подросток обязательно начнет борьбу против гнета взрослых, что обычно выливается в шумные семейные скандалы, вспышки обоюдного раздражения, агрессии и  побегам из дома.

  Дети робкие, с повышенной ранимостью, привязанностью к родным реагируют на родительские ограничения иначе: слезами, самообвинениями и угрызениями совести, утрированным послушанием, вплоть до полного отказа от собственных стремлений и самостоятельности.

   Плоха и другая крайность, когда предоставление абсолютной независимости и свободы подростку, по существу, оборачивается равнодушием, пренебрежением родителей к его духовному миру, а ребенок в это время  переживает собственную ненужность, считая себя бременем для семьи.

   Для подростков из семей с жестким типом общения, часто характерна неустойчивая и неадекватная самооценка. Родители пытаются из благих побуждений или из-за подавляемой злости, прикрытой благими побуждениями, сделать из ребенка сурового бойца подготовленного ко всем жизненным передрягам, всегда готовым защищать себя и своё место под солнцем. Такие родители держат ребенка в спартанских условиях, стараясь не проявлять излишней нежности, любви и ласки. Дети, воспринимающие мир как жестокий, не предсказуемый и опасный с самого раннего возраста, во взрослой жизни демонстрируют лишь высокий уровень тревожности, агрессии и трудности в установлении отношений с окружающим миром.

   Дети, которые имели негативный опыт внутрисемейных отношений: наказания как основной способ контроля, отсутствие четких воспитательных установок, имеют  низкую самооценку, выраженное чувство собственной неполноценности, изолированности и ненужности, малую социальную активность.

 Как избежать ошибок в воспитании собственных детей?

    Родители часто недовольны своим ребенком и иногда, это недовольство обоснованно, однако завышенный объем требований к ребенку  говорит о компенсации чувства неудовлетворенности собой и низком самоуважении родителей. Ребенок, в свою очередь, воспринимает  требования родителей, как недоверие к его возможностям, способностям и непонимание ими его внутреннего мира.

   Родители должны стремиться к преобладанию в воспитании поощрения над порицанием, а тогда когда родитель всё же прибегает к порицанию, то следует критиковать  не личность ребенка,  используя различные общие оценки типа: «лентяй», «неряха», «безвольный», а поступок. К примеру, не «мы вечно опаздываем, ты глупая скотина», а «твоё поведение приведет к тому, что мы опоздаем, затягивание сборов очень плохо в данной ситуации».

 Порицание как негативное подкрепление – плохо изменяет то поведение, которое оно призвано изменить, оно лишь учит ребенка избегать ситуаций, при которых он получает порицания. К примеру, ребенок усваивает не то, что нужно не прогуливать школу, а то, что факт прогула нужно тщательно скрывать от взрослых.

   Общаться с ребенком надо как с равным, достойным уважения человеком, даже если он совершает проступок, требующий наказания. Ребенок имеет право на собственную точку зрения. Не следует в авторитарной форме высказывать мнения о друзьях, интересах, увлечениях ребенка. Общение с подростком, лучше строить в форме диалога. Требования к ребенку последовательны и постоянны, у родителей должна быть  общая система требований, а не у каждого своя. Решать семейные разногласия ,не в присутствии ребенка. Дисциплина от проявления жестокости отличается тем, что наказание возникает строго за совершенный проступок, и в соответствии с его тяжестью, а не как спонтанная вспышка агрессии, возникающая в зависимости от настроения взрослого. И не стоит забывать, что жестокостью невозможно воспитать полноценную, здоровую личность. Порка - это первый вершок аршинной глубины насилия, в которую может окунуться в дальнейшем человек с израненным духовным миром.  И нужно помнить, что формула здорового родительства выводиться из двух основных компонентов – из любви и строгости. И главная задача  родителей состоит в том, чтобы добиться точного баланса между милосердием и справедливостью, нежностью и требовательностью, любовью и строгостью.

 

Педагог психолог Татаркина А.В.