Описание психолого-педагогической технологии работы
педагога-психолога
МБОУ Покровской СОШ « НОК»
Татаркиной Аксаны Викторовны
Основная цель профессиональной деятельности: психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса , оказание психолого-педагогической помощи лицам, испытывающим трудности в обучении, развитии и социальной адаптации, а так же испытывающим сложности в эмоционально-волевом и личностном аспект.
Психологическая служба образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 22.10.99 г. № 636), приказом МО РФ от 09.07.1998 №1880 «О целевой комплексной программе «Психолого-педагогические основы проектирования образовательной политики»; решением коллегии МО РФ от 27.05.1997 №6/1 «О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования»), Уставом образовательного учреждения.
Психолого-педагогическое сопровождение в рамках модернизации образования призвано оптимизировать соотношение стратегий развития, формирования и коррекции при обучении и воспитании ребенка.
- Развитие – это раскрытие творческого потенциала, усиление заложенных в самом ребенке возможностей, помощь ребенку в обретении веры в свои силы, стимулирование активности, самостоятельности и ответственности ребенка.
- Формирование – это направленное воздействие на ребенка с целью вызвать новые психологические образования, опираясь на прошлый опыт ребенка и учитывая его индивидуальность.
- Коррекция – это совокупность мер по устранению недостатков развития. К ней примыкает компенсация – перестройка сохранных функций для замещения нарушенных.
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка,
- содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (при учебных трудностях, при выборе образовательного и профессиональных маршрутов, при проблемах во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями),
- развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Данная цель достигается решением следующих профессиональных задач:
- Создание условий для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья и развития всех категорий обучающихся.
- Мониторинг социально-психологических проблем образовательного пространства, выявление и определение причин их возникновения, путей и средств разрешения.
- Помощь учащимся в преодолении кризисных состояний, формирование у них позитивного мышления, стрессоустойчивости, жизнестойкости, способности к саморегуляции.
- Повышение психолого-педагогической компетентности и развитие психологической культуры учащихся, родителей, педагогов.
В соответствии с поставленными задачами, приоритетным направлением моей профессиональной деятельности является психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ, адаптированных общеобразовательных программ, которое включает в себя работу не только с обучающимися, но и с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса.
Приоритет в работе с обучающимися отводится реализации профилактических программ, направленных на формирование у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетенций.
Предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
При сопровождении обучающихся основной и средней школы большое внимание уделяю здоровье сберегающим направлениям, провожу индивидуальные и групповые психокоррекционные , психотерапевтические занятия направленные на повышение психологической устойчивости обучающихся к реалиям современной жизни и психологического здоровья. Обеспечиваю психолого-педагогическое сопровождение выпускников в рамках подготовки и сдаче государственной итоговой аттестации.
Основные направления профессиональной деятельности.
В рамках профессиональной деятельности работаю с педагогами школы, обучающимися 1-11 классов, детьми и подростками с особыми образовательными потребностями (ЗПР, ЗПРР, РАС, слабовидящие, слабослышащие, нарушение опорно-двигательного аппарата, дети с тяжелыми множественными нарушениями развития) и их родителями.
1. Психологическая диагностика.
Психологическая диагностика представляет собой психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Из форм организации диагностической работы можно выделить следующие: 1. Комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели – так называемое «фронтальное», плановое обследование. Такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных», «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик. Примером такого обследования в средней школе может служить отслеживание динамики адаптации школьников, составление социально-психологического статуса школьника в период острого подросткового кризиса, обследование старшеклассников и т.д. Такая форма диагностической работы является плановой и проводится в соответствии с графиком работы психолога с каждой из параллелей школы. Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе школьника при комплексном обследовании являются: экспертные опросы педагогов и родителей; структурированное наблюдение школьников в процессе обследования; психологическое обследование школьников; анализ педагогической документации (классный журнал, ученические тетради) и материалов предыдущих обследований.
2. Углубленное психодиагностическое обследование используется при исследовании сложных случаев и включает применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики либо, как правило, является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др. Углубленное психодиагностическое обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижением гипотез о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования.
3. Оперативное психодиагностическое обследование применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс-методик, анкет, интервьюирования, направленных на изучение общественного мнения адаптации.
Результаты диагностических данных при необходимости обсуждаются и анализируются на заседаниях психолого-педагогического консилиума, заседаниях совета профилактики, где намечаются пути решения затруднений и разрабатывается индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут.
2. Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса
Педагогом-психологом выполняется консультативная деятельность со всеми субъектами образовательного процесса. Основной целью взаимодействия с педагогами является развитие их профессиональных психологических компетенции. Актуальными во время консультирования являются темы коррекции трудностей развития и социализации детей с ОВЗ, работа с родителями, профилактика вторичных нарушений, актуализация знаний возрастной психологии, конфликтологии. Систематически проводится мероприятия по профилактике эмоционального выгорания педагогов и актуализации их ресурсных возможностей. Консультирование родителей/законных представителей преимущественно посвящено вопросам выбора средств и методов воспитания детей, привлечение их к участию в семейно-бытовой и досуговой деятельности, соотнесение установок в отношении перспектив развития ребенка с реальностью, улучшению взаимопонимания членов семьи, а также формирование единых требований к обучению в школе и в семье. Консультации как правило проходят в очном формате в кабинете педагога-психолога, при необходимости (карантин, реабилитация, длительные болезни детей) в дистанционном формате (WhatsApp, МАХ, Сферум, электронная почта) и на дому. Обучающиеся (начиная с 5 класса) обращаются на консультацию к педагогу-психологу по вопросам: эмоционального напряжения, тревожности, взаимоотношений со сверстниками, родителями и другими членами семьи, а также с педагогами, по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным затруднениям.
3. Коррекционно-развивающая деятельность.
Коррекционно-развивающая деятельность - это создание психолого-педагогических условий для оптимального развития ребенка и взрослого как участников образовательной среды, процесса и создании условий для исправления нарушений нормативности возрастного (или профессионального) развития.
Коррекционно-развивающая работа организуется, прежде всего, с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, общении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. Занятия направлены на развитие навыков социальной адаптации и эмоционально-волевой сферы, снятие тревожности. Особое внимание в данном направлении уделяю реализации индивидуальных развивающих программ для детей, состоящих на различных видах профилактического учета.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ реализуются совместно всеми специалистами школы: педагог-психолог, логопед, тьютор, социальный педагог, классными руководителями, педагогами-предметниками и родителями. Такой подход создает условия для закрепления и генерализации необходимых навыков ребенка.
В нашей организации практикуются как традиционные методы и приемы развития интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы, так и специальные: структурирование пространства, использование визуальных расписаний, визуализация учебных материалов, альтернативная коммуникация, социальные истории, жетонная система подкрепления, функциональный анализ проблемного поведения и др. В школе функционирует ресурсный кабинет, в котором проходят коррекционные занятия для обучающихся по адаптированным образовательным программам (для детей с ЗПР, слабовидящих, нарушениями опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра, интеллектуальными нарушениями). К каждому из них закреплен педагог-психолог, который организует коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, а также при необходимости консультирует педагогов и родителей.
4. Психологическое просвещение и психопрофилактика субъектов образовательного процесса.
Психологическое просвещение - одна из традиционных, действенных и наиболее распространенных составляющих частей психопрофилактической работы - общего направления практической деятельности педагога-психолога. Оно направлено на повышение психологической культуры людей, с целью развития интереса к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в межличностных отношениях.
Одной из важных целей психологического просвещения педагогов является повышение компетентности по вопросам особенностей возрастного и индивидуально¬-личностного развития современных детей и подростков, индивидуальных траекторий и рисков развития. Не теряют своей значимости просвещение и консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации программ обучения и воспитания, учитывающих индивидуально¬психологические особенности обучающихся. Моя задача - провести информирование педагогов на тему особенностей возрастного развития детей и подростков, задач каждого психологического возраста, социальной ситуации развития, ведущей деятельности и кризисов, возникающих на каждой ступени онтогенеза. Также содержанием психологического просвещения педагогов являются способы налаживания коммуникации и разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов среди всех участников образовательного процесса. Психолог выступает в роли медиатора социального конфликта, организует обсуждение конфликтной ситуации. Также доносит до всех участников ситуации различные стратегии поведения в конфликтной ситуации. Создание условий для эффективной коммуникации, позитивного климата и взаимодействия в классе, безусловно, способствует психологическому благополучию учеников и высокому уровню школьной мотивации.
Психологическое просвещение педагогов также направлено на получение и применение знаний, способствующих решению важных и актуальных проблем, связанных с организацией эффективного учебного процесса, построением взаимоотношений со всеми субъектами образовательного процесса, осознанием себя в профессии.
В рамках системы образования психологическое просвещение родителей включено в составную часть психолого-педагогической работы. Просветительская работа с родителями имеет свою специфику и особые запросы, реализация которых способствует созданию однородного психологического пространства, дружественного по отношению к развитию и обучению детей и подростков. Содержание психологического просвещения нацелено на повышение родительской компетенции, в том числе на расширение представлений в области психологических знаний. Общими и наиболее актуальными на мой взгляд являются следующие вопросы , решаемые в процессе психологического просвещения: развитие детей и подростков в разные возрастные периоды на всех этапах онтогенеза (понятие кризиса, социальной ситуации развития, ведущей деятельности и пр.), основные проблемы детско-родительских отношений, развитие детей с особыми образовательными потребностями и пр.
Просветительская деятельность может осуществляться в он-лайн или офф-лайн формате. Офф-лайн формат предполагает непосредственное взаимодействие психолога и участника запроса. Он-лайн формат подразумевает контакт посредством сетевого общения, печатных текстов, видео- и аудиозаписей. Практически безграничные возможности для психологического просвещения предоставляет интернет (размещение тематической информации на web-сайтах, в социальных сетях, блогах и т.п.). Знания и умения, полученные на семинарах, практикумах профессиональной направленности, транслируются/передаются в виде вступлений на мероприятиях методических объединения педагогов школы, тематических круглых столах, через памятки, письменные доклады, на встречах методического объединения педагогов-психологов района.
Перечень применяемых психолого-педагогических технологий, методик, программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
Выбор технологий, методик и программ работы, основывается на принципах научности, целесообразности и системности. При необходимости проводится их адаптация под конкретные профессиональные задачи.
Решение вышеуказанных профессиональных задач психолого-педагогического сопровождения в школе наиболее эффективно достигается через использование следующих технологий:
Информационно-коммуникационные:
- ИКТ дают возможность демонстрировать различные документы, видео и фотоматериалы для неограниченной аудитории или в дистанционном режиме.
- В работе с педагогами и администрацией использую презентации, включающие в себя графики, диаграммы, таблицы, что позволяет наглядно демонстрировать анализ входных диагностик, диагностик результатов коррекционной и профилактической работы.
- Использование интернета, программных продуктов и приложений для организации и проведения видеоконференций дает большие возможности для поиска, подготовки и производства просветительских видео- и печатных материалов, проведения дистанционных диагностик и консультаций.
Интерактивные и игровые:
- Использование метафорических ассоциативных карт (МАК) в консультировании детей подростков и взрослых помогает мне решать задачи ,в закрытии гештальта, выполнить психологическую диагностику и коррекцию, поиска ресурсного состояния, в вопросах постановки целей и их достижении, повышения эмоционального интеллекта и многие другие;
- дискуссии и круглые столы;
- психологический тренинг;
- квесты;
- деловая игра и др.
Здоровьесберегающие: телесная терапия, арт-терапевтические технологии, психогимнастика, дыхательная гимнастика, нейрогимнастика, сказкотерапия, технологии музыкального воздействия дают возможность снизить стресс и тревожность, найти пути к ресурсному состоянию.
| Направления профессиональной деятельности | Технологии, программы, методики |
| Диагностическая |
Диагностика развития ребенка (умений, знаний, навыков, состояния высших психических функций): таблицы Шульте, отсчет «100-7», корректурная проба, шифровка; наложенные изображения, зашумленные изображения, недостающие элементы, узнай по фрагменту, повтори ритм; 10 слов (методика Лурия), Пиктограммы, заучивание пар слов; простые и сложные аналогии, классификация понятий, 5 лишний, понимание пословиц и поговорок, понимание сюжетных картинок, составление последовательности (из картинок, предложений), матрицы Равера, Школьный тест умственного развития (ШТУР), тест Векслера (детский вариант).
|
| Коррекционно-развивающая |
В рамках реализации программ коррекционно-развивающей направленности используются методы: социальных историй, альтернативной коммуникации, визуальной поддержки, структурирование пространства, КПТ-терапия; Методики: нейропсихологические, сказкотерапия, психогимнастические игры, технология музыкального воздействия. Программы коррекционно-развивающей направленности:
|
| Консультационно - просветительская |
К наглядным формам просветительской деятельности можно отнести презентации, методические рекомендации, буклеты, информационные стенды, плакаты, памятки, сайт образовательного учреждения, социальные сети, которые несут информационно-просветительную нагрузку. Формой вербального письменного варианта психологического просвещения являются статьи в интернет контенте в рамках авторского образовательного сайта и на сайте школы. К вербальным формам просвещения относятся консультации, беседы, как групповые, так и индивидуальные, проведение тренингов, просветительские лекции, обсуждения, дискуссии, социальные акции, конкурсы, педагогические советы, конференции, консилиумы, круглые столы. |
Поделиться с друзьями: